* Рассовая сегрегация в США
Я понимаю сегрегацию как отделение этнических групп посредством преград для социального общения, раздельного обучения и воспитания и других дискриминационных мер.
Меня в этом случае интересовала больше сегрегация темнокожего населения.
Сегрегация в общественном транспорте.
По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда «только для белых». Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои места.
Проявления сегрегации в общественном транспорте южных штатов в 1955 году:
"Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Чёрные коровы», «ниггеры», «чёрные обезьяны». Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как негр подходил к задней двери, увозя его плату за проезд… Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было еще не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению."
* Роза Паркс
Ро́за Ли Паркс (англ. Rosa Lee Parks, урожденная Rosa Lee McCauley; 1913—2005) — американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Конгресс США удостоил Розу эпитетом "Мать современного движения за гражданские права".
Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, Роза отказалась по требованию водителя Джеймса Блейка освободить свое место для белых пассажиров. Подобные отказы уже случались: Ирен Морган в 1946 году и Сара Луиза Киз в 1955 добились положительных вердиктов Верховного Суда и Межштатной Коммерческой Комиссии, распространявшихся на автобусные перевозки между штатами. Однако в отличие от этих единичных актов гражданского неповиновения, общественная реакция на поступок Паркс привела к бойкоту автобусных линий города. Действия участников бойкота превратили Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принесли национальную известность лидеру бойкота, Мартину Лютеру Кингу, сделав его важнейшей фигурой в движении за гражданские права.
* бойкот Автобусных Линий в Монтгомери
Бойкот автобусных линий в Монтгомери — мирная акция протеста чернокожих жителей американского города Монтгомери штата Алабама, выступавших за отмены дискриминационных мер в общественном транспорте. Противостояние продолжалось с 1 декабря 1955 года по 20 декабря 1956 года, завершившись решением Верховного суда США, который признал расовую сегрегацию в транспорте незаконной.
По законам города Монтгомери, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда «только для белых». Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои места.
1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс отказалась уступать место белому пассажиру-мужчине в Монтгомери. Она была арестована и приговорена к штрафу. В том же году в Монтгомери в автобусах было арестовано пять женщин и двое детей, не включая черных мужчин, один чернокожий был застрелен водителем. По инициативе Мартина Лютера Кинга чернокожие жители города объявили бойкот общественному транспорту. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который получил название «Ходьба во имя свободы».
Автобусные компании несли значительные убытки, так как чернокожие составляли около 70 % всех пассажиров города. Первоначально городские власти пытались расколоть движения путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров. Чернокожие водители останавливались и подвергались арестам под надуманными предлогами. Затем в дома активистов стали поступать сообщения с угрозами от Ку-Клукс-Клана, в январе 1956 года в дом Кинга забросили бомбу. После этого власти применили «антибойкотный» закон от 1921 года, было арестовано около 100 активистов.
После подачи иска от активистов в федеральный окружной суд было принято решение о незаконности сегрегации в автобусах. Прокуратура Монтгомери подала апелляцию в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели шествие с целью запугать жителей. 20 декабря 1956 года сегрегация городских автобусов в Монтгомери была отменена.
На это решение расисты ответили террором: автобусы подвергались обстрелам, в кварталах с чернокожими жителями взрывали бомбы, жители подвергались избиениям.
* Ку-Клукс-Клан
Ку-клукс-клан, ККК (англ. Ku Klux Klan, KKK) — название нескольких расистских и террористических организаций в США, в основном на юге. С этой организацией связывают появление понятия Суд Линча.
По некоторым данным, в последнее время (2008—2011 гг.) начался рост популярности Ку-Клукс-Клана после избрания Барака Обамы президентом США.
* Мартин Лютер Кинг
Ма́ртин Лю́тер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968, Мемфис) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Мартин стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права черных в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, Джеймсом Эрлом Реем.
В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream»):
"И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соотвествии с истинным смыслом ее принципа: "Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными."
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.
Я мечтаю сегодня!
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с меленькими белыми мальчиками и девочками."
* "Девятка из Литл-Рока"
«Девятка из Литл-Рока» — девять чернокожих учащихся из города Литл-Рок штата Арканзас, ставших известными в связи с событиями 1957 года, когда расисты пытались воспрепятствовать их совместному обучению в школе для белых.
В день начала занятий губернатор штата Орвал Фобус, который в преддверии выборов хотел заручиться поддержкой сторонников сегрегации, распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии штата. Солдаты с поднятыми штыками отказывались пропустить детей в школу. Собравшаяся толпа белых начала запугивать детей, выкрикивая угрозы и оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, вспоминала день, когда она пришла в школу:
"Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников... Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники... Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа... Кто-то выкрикнул «Линчевать ее! Линчевать ее!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и ее лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула... Кто-то крикнул «Тащите ее к дереву! Надо заняться ниггером!» "
В течение 19 дней чернокожие ученики были вынуждены оставаться дома. Решением федерального суда губернатору было приказано убрать войска от школы. Однако 23 сентября, когда чернокожие школьники пришли в школу, на улице вновь собралась агрессивная толпа, с которой не могла справиться полиция. После занятий учеников пришлось тайно увезти в автомобилях, укрыв на полу одеялами.
* Дэйзи Бейтс
Дэ́йзи Ли Гэ́тсон Бе́йтс (11 ноября 1914 — 4 ноября 1999) — борец за гражданские права в США, журналистка, автор и издатель. Сыграла ведущую роль в Литл-Рокском кризисе 1957 года, послужившем началом десегрегации американских школ.
Дэйзи Бейтс написала книгу воспоминаний «Длинная тень Литл-Рока», в 1988 году получившую Национальную книжную премию.
Я понимаю сегрегацию как отделение этнических групп посредством преград для социального общения, раздельного обучения и воспитания и других дискриминационных мер.
Меня в этом случае интересовала больше сегрегация темнокожего населения.
Сегрегация в общественном транспорте.
По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда «только для белых». Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои места.
Проявления сегрегации в общественном транспорте южных штатов в 1955 году:
"Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Чёрные коровы», «ниггеры», «чёрные обезьяны». Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как негр подходил к задней двери, увозя его плату за проезд… Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было еще не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению."
* Роза Паркс
Ро́за Ли Паркс (англ. Rosa Lee Parks, урожденная Rosa Lee McCauley; 1913—2005) — американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Конгресс США удостоил Розу эпитетом "Мать современного движения за гражданские права".
Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, Роза отказалась по требованию водителя Джеймса Блейка освободить свое место для белых пассажиров. Подобные отказы уже случались: Ирен Морган в 1946 году и Сара Луиза Киз в 1955 добились положительных вердиктов Верховного Суда и Межштатной Коммерческой Комиссии, распространявшихся на автобусные перевозки между штатами. Однако в отличие от этих единичных актов гражданского неповиновения, общественная реакция на поступок Паркс привела к бойкоту автобусных линий города. Действия участников бойкота превратили Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принесли национальную известность лидеру бойкота, Мартину Лютеру Кингу, сделав его важнейшей фигурой в движении за гражданские права.
* бойкот Автобусных Линий в Монтгомери
Бойкот автобусных линий в Монтгомери — мирная акция протеста чернокожих жителей американского города Монтгомери штата Алабама, выступавших за отмены дискриминационных мер в общественном транспорте. Противостояние продолжалось с 1 декабря 1955 года по 20 декабря 1956 года, завершившись решением Верховного суда США, который признал расовую сегрегацию в транспорте незаконной.
По законам города Монтгомери, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда «только для белых». Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои места.
1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс отказалась уступать место белому пассажиру-мужчине в Монтгомери. Она была арестована и приговорена к штрафу. В том же году в Монтгомери в автобусах было арестовано пять женщин и двое детей, не включая черных мужчин, один чернокожий был застрелен водителем. По инициативе Мартина Лютера Кинга чернокожие жители города объявили бойкот общественному транспорту. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который получил название «Ходьба во имя свободы».
Автобусные компании несли значительные убытки, так как чернокожие составляли около 70 % всех пассажиров города. Первоначально городские власти пытались расколоть движения путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров. Чернокожие водители останавливались и подвергались арестам под надуманными предлогами. Затем в дома активистов стали поступать сообщения с угрозами от Ку-Клукс-Клана, в январе 1956 года в дом Кинга забросили бомбу. После этого власти применили «антибойкотный» закон от 1921 года, было арестовано около 100 активистов.
После подачи иска от активистов в федеральный окружной суд было принято решение о незаконности сегрегации в автобусах. Прокуратура Монтгомери подала апелляцию в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели шествие с целью запугать жителей. 20 декабря 1956 года сегрегация городских автобусов в Монтгомери была отменена.
На это решение расисты ответили террором: автобусы подвергались обстрелам, в кварталах с чернокожими жителями взрывали бомбы, жители подвергались избиениям.
* Ку-Клукс-Клан
Ку-клукс-клан, ККК (англ. Ku Klux Klan, KKK) — название нескольких расистских и террористических организаций в США, в основном на юге. С этой организацией связывают появление понятия Суд Линча.
По некоторым данным, в последнее время (2008—2011 гг.) начался рост популярности Ку-Клукс-Клана после избрания Барака Обамы президентом США.
* Мартин Лютер Кинг
Ма́ртин Лю́тер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968, Мемфис) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Мартин стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права черных в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, Джеймсом Эрлом Реем.
В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream»):
"И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соотвествии с истинным смыслом ее принципа: "Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными."
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.
Я мечтаю сегодня!
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с меленькими белыми мальчиками и девочками."
* "Девятка из Литл-Рока"
«Девятка из Литл-Рока» — девять чернокожих учащихся из города Литл-Рок штата Арканзас, ставших известными в связи с событиями 1957 года, когда расисты пытались воспрепятствовать их совместному обучению в школе для белых.
В день начала занятий губернатор штата Орвал Фобус, который в преддверии выборов хотел заручиться поддержкой сторонников сегрегации, распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии штата. Солдаты с поднятыми штыками отказывались пропустить детей в школу. Собравшаяся толпа белых начала запугивать детей, выкрикивая угрозы и оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, вспоминала день, когда она пришла в школу:
"Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников... Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники... Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа... Кто-то выкрикнул «Линчевать ее! Линчевать ее!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и ее лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула... Кто-то крикнул «Тащите ее к дереву! Надо заняться ниггером!» "
В течение 19 дней чернокожие ученики были вынуждены оставаться дома. Решением федерального суда губернатору было приказано убрать войска от школы. Однако 23 сентября, когда чернокожие школьники пришли в школу, на улице вновь собралась агрессивная толпа, с которой не могла справиться полиция. После занятий учеников пришлось тайно увезти в автомобилях, укрыв на полу одеялами.
* Дэйзи Бейтс
Дэ́йзи Ли Гэ́тсон Бе́йтс (11 ноября 1914 — 4 ноября 1999) — борец за гражданские права в США, журналистка, автор и издатель. Сыграла ведущую роль в Литл-Рокском кризисе 1957 года, послужившем началом десегрегации американских школ.
Дэйзи Бейтс написала книгу воспоминаний «Длинная тень Литл-Рока», в 1988 году получившую Национальную книжную премию.
Вот незадача - я первых трёх знаю, а последних трёх нет. Если не секрет, кто такие? =)
p.s. Малькольм Х?